Игумнов Константин Николаевич — различия между версиями

Материал из Лебедянь Wiki Lebedyan
Перейти к: навигация, поиск
Строка 1: Строка 1:
 
[[Файл: Игумнов КН.jpg|200px|thumb|right|Игумнов К.Н. ]]
 
[[Файл: Игумнов КН.jpg|200px|thumb|right|Игумнов К.Н. ]]
'''Константин Николаевич Игумнов''' (17 апреля (1 мая) 1873, Лебедянь — 24 марта 1948, Москва) — русский пианист и педагог, один из создателей русской пианистической школы. Народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940), ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского. Тонкий интерпретатор фортепианных произведений П. И. Чайковского.
+
'''Константин Николаевич Игумнов''' (17 апреля (1 мая) 1873, Лебедянь — 24 марта 1948, Москва) — русский пианист и педагог, один из создателей русской пианистической школы. Народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940), ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского (1924 - 1929). Тонкий интерпретатор фортепианных произведений П. И. Чайковского.
  
 
== Биография ==
 
== Биография ==
Строка 6: Строка 6:
 
Родился 19 апреля (1 мая) 1873 года в Лебедяни Тамбовской губернии (сейчас Липецкая область), в купеческой семье. Отец, Николай Иванович, был известен как начитанный, образованный человек, который любил музыку и литературу.
 
Родился 19 апреля (1 мая) 1873 года в Лебедяни Тамбовской губернии (сейчас Липецкая область), в купеческой семье. Отец, Николай Иванович, был известен как начитанный, образованный человек, который любил музыку и литературу.
 
   
 
   
Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырех лет его стали учить игре на фортепиано. 14 января 1881 года, когда ему шел восьмой год, он уже выступил в смешанном концерте с фантазией из оперы Верди «Трубадур».
+
Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырех лет его стали учить игре на фортепиано. 14 января 1881 года, когда ему шел восьмой год, он уже выступил в смешанном концерте, исполнив вместе со своей преподавательницей Фантазию на темы оперы Верди «Трубадур».
 
   
 
   
 
Учась в прогимназии, Константин Игумнов в 1886 году вместе с товарищем дал концерт. Присутствовавшая на том концерте М. Моршанская вспоминала:
 
Учась в прогимназии, Константин Игумнов в 1886 году вместе с товарищем дал концерт. Присутствовавшая на том концерте М. Моршанская вспоминала:
Строка 12: Строка 12:
 
«Помню себя гимназисткой. В то время я отдыхала летом в Лебедяни. Мы с мамой пришли на концерт учеников прогимназии. Сильное впечатление произвел на меня высокий, худощавый юноша. У него среди длинного лица выделялся орлиный нос. Меня поразила его игра: длинные музыкальные пальцы, согнутая фигура Константина Игумнова, казалось, сама была музыкальным органом, извлекавшим из фортепьяно с большой виртуозностью чудные звуки музыки».
 
«Помню себя гимназисткой. В то время я отдыхала летом в Лебедяни. Мы с мамой пришли на концерт учеников прогимназии. Сильное впечатление произвел на меня высокий, худощавый юноша. У него среди длинного лица выделялся орлиный нос. Меня поразила его игра: длинные музыкальные пальцы, согнутая фигура Константина Игумнова, казалось, сама была музыкальным органом, извлекавшим из фортепьяно с большой виртуозностью чудные звуки музыки».
 
   
 
   
С 1887 года, параллельно с обучением в Первой московской классической гимназии, брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (одновременно с Рахманиновым и Скрябиным). В 1888 году поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, затем П. А. Пабста; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева, пробовал силы в композиции. В 1892 году поступил в Московский университет — сначала на юридический, потом на историко-филологический факультет. Окончил консерваторию в 1894 году с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в 1895 году в Международном конкурсе пианистов имени А. Г. Рубинштейна в Берлине, где получил похвальный отзыв. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.
+
В 1887 году родители отвезли 14-летнего мальчика в Москву и определили в пятый класс Первой московской классической гимназии. Параллельно с обучением в гимназии он брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (у которого в это же время учились С.Рахманинов и А.Скрябин). В 1888 году К.Игумнов поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, затем П. А. Пабста; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева, пробовал силы в композиции. Учился в Московском университете (в 1892 - 1895 гг., сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультете), но курс учения не завершил.  В 1894 г. окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в Международном конкурсе пианистов имени А.Г.Рубинштейна в Берлине (1895 г.), где получил похвальный отзыв. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.
 
   
 
   
В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского отделения Императорского русского музыкального общества; в 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, пианизм Игумнова избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.
+
В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского музыкального училища Императорского русского музыкального общества; в 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, пианизм Игумнова избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.
 
   
 
   
 
После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. С 1919 года — постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 года был избран на пять лет директором.
 
После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. С 1919 года — постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 года был избран на пять лет директором.

Версия 22:34, 17 мая 2013

Игумнов К.Н.

Константин Николаевич Игумнов (17 апреля (1 мая) 1873, Лебедянь — 24 марта 1948, Москва) — русский пианист и педагог, один из создателей русской пианистической школы. Народный артист СССР (1946), доктор искусствоведения (1940), ректор Московской консерватории им. П. И. Чайковского (1924 - 1929). Тонкий интерпретатор фортепианных произведений П. И. Чайковского.

Биография

Родился 19 апреля (1 мая) 1873 года в Лебедяни Тамбовской губернии (сейчас Липецкая область), в купеческой семье. Отец, Николай Иванович, был известен как начитанный, образованный человек, который любил музыку и литературу.

Музыкальные способности мальчика проявились рано. С четырех лет его стали учить игре на фортепиано. 14 января 1881 года, когда ему шел восьмой год, он уже выступил в смешанном концерте, исполнив вместе со своей преподавательницей Фантазию на темы оперы Верди «Трубадур».

Учась в прогимназии, Константин Игумнов в 1886 году вместе с товарищем дал концерт. Присутствовавшая на том концерте М. Моршанская вспоминала:

«Помню себя гимназисткой. В то время я отдыхала летом в Лебедяни. Мы с мамой пришли на концерт учеников прогимназии. Сильное впечатление произвел на меня высокий, худощавый юноша. У него среди длинного лица выделялся орлиный нос. Меня поразила его игра: длинные музыкальные пальцы, согнутая фигура Константина Игумнова, казалось, сама была музыкальным органом, извлекавшим из фортепьяно с большой виртуозностью чудные звуки музыки».

В 1887 году родители отвезли 14-летнего мальчика в Москву и определили в пятый класс Первой московской классической гимназии. Параллельно с обучением в гимназии он брал частные уроки игры на фортепиано у знаменитого педагога Н. С. Зверева (у которого в это же время учились С.Рахманинов и А.Скрябин). В 1888 году К.Игумнов поступил вольнослушателем в Московскую консерваторию в класс А. И. Зилоти, затем П. А. Пабста; одновременно занимался полифонией у С. И. Танеева, пробовал силы в композиции. Учился в Московском университете (в 1892 - 1895 гг., сначала на юридическом, потом на историко-филологическом факультете), но курс учения не завершил. В 1894 г. окончил Московскую консерваторию с золотой медалью и тогда же дебютировал как солист. Участвовал в Международном конкурсе пианистов имени А.Г.Рубинштейна в Берлине (1895 г.), где получил похвальный отзыв. В дальнейшем постоянно концертировал, преимущественно в Москве, давал частные уроки игры на фортепиано, был одним из самых популярных в Москве педагогов.

В 1898 году принял приглашение стать преподавателем Тифлисского музыкального училища Императорского русского музыкального общества; в 1899 году стал профессором Московской консерватории, продолжая выступать как в России, так и за рубежом. По отзывам современников, пианизм Игумнова избегал крайностей: для него были типичны слегка приглушенная динамика, мягкое туше, певучий, бархатный звук, благородство интерпретации.

После Октябрьской революции 1917 года Игумнов вошел в состав Музыкального совета при Народном комиссариате по просвещению (концертный подотдел). При его участии происходила реформа музыкального образования; в частности, в консерватории были созданы курсы эстетики, истории культуры, истории литературы, введен класс камерного ансамбля. С 1919 года — постоянный член учебно-художественного комитета консерватории; весной 1924 года был избран на пять лет директором.

В концертном репертуаре пианиста 1930-х годов — серия монографических концертов: Бетховен, Лист, Шопен, Чайковский, Рахманинов (Игумнов — первый в России исполнитель Рапсодии на тему Паганини, 1939 год), Метнер, Танеев; особенно часто Игумнов играл как солист и ансамблист произведения Чайковского, став их непревзойденным интерпретатором.

Память

Именем К.Н. Игумнова названы:

- Липецкое областное училище искусств

- Детская музыкальная школа № 1 в Лебедяни

- Международный конкурс-фестиваль юных пианистов (Липецк)

- Улица в Лебедяни

- Детская музыкальная школа в Москве на ул. Покровка, 39

На родине Игумнова в городе Лебедяни на доме на Советской улице, где он родился и жил, 19 мая 1973 года в ознаменование 100-летия со дня рождения установлен памятный барельеф, впоследствии замененный новым барельефом работы скульптора Е.Вольфсона.

Источники

Статья в Википедии

Курков А.С. Играть и играть как можно лучше... (Игумнов К.Н.)