Струков Иван Иванович
Иван Иванович Струков (1 июня 1864, Лебедянь — 14 марта 1945, Москва) — русский инженер-архитектор, мастер модерна, автор здания Белорусского вокзала в Москве.
И.И. Струков родился 14 марта 1864 года в Лебедянском уезде (скорее всего, в селе Порой, в настоящее время административно-территориально относящемся к Трубетчинскому сельскому поселению Добровского района Липецкой области). Получил среднее образование в реальном училище в Тамбове. Учился в Институте гражданских инженеров в 1885—1891 годах, получил звание гражданского инженера. После получения образования служил вольнонаёмным архитектором на Московско-Брестской железной дороге. С 1910 года состоял сверхштатным техником Строительного отделения Московского губернского правления. В 1915 году получил место инженера VIII класса Министерства путей сообщения. В 1919—1923 годах работал преподавателем Московского института инженеров путей сообщения.
И.И. Струков — автор многочисленных разностилевых построек для железнодорожного ведомства в Москве, Ямбурге, Орше, на Уральской и Западной (Брестской) железных дорогах. По мнению доктора искусствоведения М.В. Нащокиной, в историю московского модерна архитектор вошёл как автор Тверского путепровода.
Проекты и постройки
- Проекты вокзала Московско-Брестской железной дороги (1898—1902), не осуществлены;
- Станции «Кунцево», «Кубинка», пост «Москва» Московско-Брестской железной дороги (1899—1900);
- Дом управления Московско-Брестской железной дороги (1900—1902, Москва);
- Брестский (Александровский, Белорусский) вокзал (1902—1912, Москва, Площадь Тверская Застава, 7), объект культурного наследия регионального значения;
- Брестский виаудук (Тверской путепровод), совместно с инженером С. В. Безобразовым (1904—1906, Москва, Площадь Тверская Застава), ценный градоформирующий объект.;
- Доходный дом (1906, Москва, Цветной бульвар, 9);
- Бутырский путепровод, совместно с инженером С.В. Безобразовым (1909, Москва), не сохранился;
- Училище, богадельня, путепровод и др. (1900-е — 1910-е, Ямбург);
- Сокольническая больница (1900-е — 1910-е, Москва);
- Здание вокзала (1900-е — 1910-е, Орша);
- Больница для железнодорожных служащих (1900-е — 1910-е, Москва);
- Гражданские сооружения Уральской и Западной железных дорог (1900-е — 1910-е);
- Церковь (1912, с. Тимково Богородского уезда);
- Красильня и пристройка к бумагопрядильному корпусу на Богородско-Глуховской мануфактуре (1913—1915, Ногинск).
Источники
- ГНИМА, инв. № Р1 3231—3285;
- Центральный исторический архив г. Москвы, ф. 54, оп. 163, д. 130;
- ГИМ ОПИ, ф. 526, оп. 1, д. 113.
- Русские ведомости. — М., 1910, 119;
- Барановский Г. В. Юбилейный сборник сведений о деятельности бывших воспитанников Института гражданских инженеров (Строительного училища). 1842—1892. — СПб., 1893, с. 329;
- Богородские святыни. — Ногинск, 1992. — С. 48;
- Московский архитектурный мир. — М., 1. с. 63—68.
- Нащокина, М.B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — М.: Жираф, 2005. — С. 406—408.
- Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М., 1998. — С. 153.
- Васькин А.А., Назаренко Ю.И. Архитектура и история московских вкозалов. — М., 2007. — С. 231—232.